• 28.09.2015
  • 77
  • 5446

Что собой представляет пилорама цепная своими руками

Пилорама цепная своими руками в большинстве вариантов является обычной бензопилой, жестко установленной на металлическую конструкцию для ровного перемещения вдоль распиливаемого материала. Таким устройством можно распиливать бревна большой длины на заготовки необходимой длины с хорошим качеством поверхностей. Недостатком всех цепных пилорам является большая ширина распила, процент отходов по сравнению с другими типами устройств выше.

Цепная пилорама

Цепную пилораму, при использовании электродвигателя, нужно оснастить необходимым оборудованием для запуска и защиты.

Народными умельцами разработано несколько вариантов устройств, иногда копирующих промышленные, иногда совершенно уникальных. Материалы и детали для многих устройств использовались от совершенно неожиданных старых механизмов – велосипедов, автомобилей.

Изготовление стационарной пилорамы обойдется значительно дешевле покупного варианта, но требует определенного опыта и умений. Необходимо уметь работать с металлом, изготавливая детали высокой точности, хорошо владеть электросваркой. Некоторые детали нужно изготавливать на токарном станке.

Поэтому перед началом проекта желательно тщательно взвесить все аргументы за и против.

Выбор и подготовка места для пилорамы

Для установки пилорамы требуется свободное место примерно 3 х 6 м. При выборе нужно учесть возможность подвоза/вывоза материала и место для складирования. При возможности устройство нужно расположить в помещении или хотя бы под навесом. Крыша защитит оборудование от погодных условий и позволит работать под дождем.

Поверхность должна быть ровной, без значительных уклонов. Необходимо предусмотреть отвод воды при дождливой погоде и таянии снега, чтобы не образовывались лужи. Изготовление пилорамы желательно начинать на месте установки. Оптимальным вариантом будет забетонированная поверхность.

Принцип работы пилорамы

Принцип работы пилорамы.

Для перемещения пилы нужно подготовить два рельса или швеллера. Основное требование к ним – идеальная ровность без малейших изгибов. Длина будет зависеть от предполагаемой длины бревен для обработки, обычно от 4 до 8 м. Заготовки нужно скрепить между собой, точно выдерживая расстояние между ними. Крепление можно сделать неразборным, используя электросварку, или разборным, на болтах. Для соединения использовать старую водопроводную трубу диаметром 25-30 мм или другой материал, имеющийся в наличии. Крепления должны быть расположены с шагом 1-1,5 м. Важно, чтобы обе заготовки находились в одной плоскости, без перекоса, иначе у тележки с пилой при передвижении будет меняться угол наклона относительно бревна, и поверхность распила будет неровная – «вертолетная». После установки путей перемещения нужно установить стойки для фиксирования бревна. Их можно изготовить из любого металлического профиля достаточной жесткости, способного выдерживать вес и толчки бревен. Стойки необходимо расположить следующим образом:

  • первая по ходу пилы должна находиться на небольшом расстоянии от края тележки с пилой, установленной в начальное положение;
  • расстояние от первой до последней стойки должно быть меньше длины обрабатываемых бревен примерно на 0,5м;
  • промежуточные стойки нужно распределить равномерно между ними.

Стойки должны быть установлены на поверхность в одной плоскости с достаточной прочностью, не утопать под весом бревна. Плоскость их установки должна быть параллельной плоскости путей перемещения.

На стойках нужно установить зажимы для бревна. Их конструкция может быть любой, из имеющихся в наличии материалов. Основное правило – зажимы не должны мешать прохождению пилы и иметь возможность фиксировать бревна в определенном диапазоне толщины.

Вернуться к оглавлению

Изготовление тележки для перемещения

Изготовить пилораму цепную своими руками можно в двух вариантах, в зависимости от положения пилы:

  • шина располагается в горизонтальном положении;
  • вертикальное расположение шины.
Схема устройства пилорамы

Схема устройства пилорамы.

В первом случае распил будет проходить по горизонтальной плоскости, отпиленный материал окажется сверху бревна. Во втором – разрез по вертикали и отпиленная часть окажется сбоку.

Для изготовления тележки можно использовать трубу профильную квадратную, уголок или другой материал с необходимой прочностью.

Размеры тележки будут зависеть от длины используемой шины, веса и размеров двигателя. Тележка должна находиться в устойчивом равновесии при всех положениях двигателя. Ширина рамы должна соответствовать ширине передвижных путей.

Желательно, использовать колеса типа вагонных, с бортиком, предотвращающим сход с рельсов. Диаметр колес должен обеспечивать плавное, без больших усилий, передвижение.

Сборку можно начинать с изготовления двух боковых рамок с колесами. Затем их нужно установить на рельсы друг напротив друга, зафиксировать и собрать верхнюю часть. Все соединения желательно выполнять, используя электросварку. По углам для усиления жесткости необходимо приварить укосины или уголки из листовой стали толщиной 3-4 мм.

Для крепления двигателя потребуется стальной лист толщиной от 4 до 8 мм. При небольшом весе двигателя гайки для шпилек, перемещающих пилу, можно приварить к листу, предварительно вырезав отверстия. Для двигателей значительного веса лучше изготовить дополнительную усиленную раму. Сборку конструкции необходимо выполнять на тележке, подготовив все элементы. Сначала нужно выполнить сборку на «прихватках», соединяя детали так, чтобы их было легко обрезать или оторвать. Затем нужно проверить конструкцию на точность сборки. Основными пунктами при проверке должны быть:

  • легкое перемещение без значительных усилий пилы по всему допустимому пространству;
  • точное без наклонов положение шины, соответствующее плоскости перемещения;
  • жесткое, без перемещений, положение всей передвижной конструкции.

http://www.parnikiteplicy.ru/www.youtube.com/watch?v=ezk0BX4wLNE

Если конструкция прошла проверку, можно приступать к сварке всех соединений.

Вернуться к оглавлению

Электрическая часть пилорамы

Пилораму цепную своими руками при использовании электродвигателя необходимо оснастить необходимым оборудованием для запуска и защиты. Минимальная мощность двигателя должна быть не менее 2000 Вт. При более низкой мощности нет смысла ее изготавливать, проще использовать ручной электрифицированный инструмент. Однофазный двигатель такой мощности найти довольно затруднительно. Запуск и работа трехфазного двигателя через конденсаторный блок от одной фазы проблематичны. Оптимальным вариантом является работа от трехфазной сети.

Для подключения электродвигателя понадобятся:

  • автоматический выключатель трехфазный;
  • УЗО, если не установлено в шкафе питания;
  • магнитный пускатель любого типа в корпусе;
  • кнопочный пост с кнопками Пуск и Стоп;
  • кабель в резиновой изоляции;

Автомат и УЗО желательно установить в питающем шкафе. Пускатель и кнопочный пост необходимо закрепить на тележке.

Все электрооборудование нужно выбирать по потребляемому току электродвигателя.

http://www.parnikiteplicy.ru/www.youtube.com/watch?v=ouuVRCHNW78

Вернуться к оглавлению

Устройство для перемещения кабеля

При перемещении тележки кабель необходимо перемещать вслед за ней. Перетаскивание кабеля по земле быстро выведет его из строя, возможно с опасностью для здоровья работников и оборудования. Для длительной и безопасной эксплуатации необходимо изготовить конструкцию для перемещения кабеля.

Для крепления кабеля следует установить две стойки вдоль путей перемещения высотой 2-2,5 м на расстоянии примерно 0,5 м от путей перемещения. Стойки могут быть деревянными или металлическими. Между ними нужно натянуть стальную проволоку диаметром 4-6 мм, предварительно надев на нее кольца диаметром 40-50 мм из стальной проволоки толщиной не менее 4 мм. Количество колец должно быть равно длине кабеля в метрах. Кабель, свернутый в бухту с длиной одного кольца около метра нужно закрепить на кольцах изоляционной лентой или полосками жести. От тележки к проволоке желательно установить кронштейн из уголка, к нему прикрепить кабель, идущий к пускателю. После сборки всей конструкции кабель необходимо проверить.

Вернуться к оглавлению

Заключение по теме

Цепная пилорама своими руками вполне реальный вариант, проверенный многими умельцами.

В тоже время многие отмечают, что изготовление и эксплуатация выгодны при наличии бесплатного или дешевого материала.

http://www.parnikiteplicy.ru/www.youtube.com/watch?v=5W7ipbs2NGY

Поэтому перед изготовлением пилорамы нужно тщательно просчитать все возможные варианты ее эксплуатации и расходы на обслуживание, электроэнергию или топливо при использовании бензинового двигателя.